Имя под водой (миф о Фалесе)

Фалес (Thales) был невысокого роста и лысый. Невысоким он был, вероятно, всегда, а лысым, скорее всего, стал к старости. Говорят, он жил примерно в VI веках до н.э. в городе Милете. Город Милет стоял на ионийском берегу Средиземного моря, сейчас это территория Турции. Фалес основал Милетскую школу философии, был учителем философа и полководца Анаксимандра. Занимал должность в храме Аполлона Дидимского, ответственного за морские путешествия. Активно способствовал созданию Паниониона, союза греческих городов против персидского нашествия. Рассказывают, что Фалес получил свои знания об астрономии и геометрии в Египте, у египетских жрецов.

Рассказывают, что по одному из своих родителей Фалес был финикийцем, по другому — греком. Поэтому весьма вероятно, что он был неплохо знаком с финикийскими и вавилонскими космогониями, а также с финикийско-хананейскими мифами. Учась в Египте, он также познакомился с египетской мифологией. В сумме с греческими мифами — это весьма обширная база данных о мире, его происхождении и его существовании.

Фалес был философом и рассказывал истории. Он говорил, что «все полно богов», так эта фраза дошла до нас. Еще он говорил, что магнит имеет душу, потому что кусочки магнита притягиваются друг к другу. Еще он рассказывал о том, что Земля — это плоский цилиндр («как барабан»), который плавает по морю, и его иногда раскачивает на волнах, и тогда на земле бывают землетрясения. В том, что касается теории «плавающей земли», он был не оригинален, и она в том или ином виде наблюдается в том же Египте, а также, дабы показать ареал ее распространения, на Дальнем Востоке у айнов и японцев, у полинезийцев, и в арийской Индустане (список, очевидно, не полный). Все они имеют мифы, в которых фигурирует влажное первоначало, возникшая из него и расположенная на нем Земля, а также землетрясения, возникающие из-за колебания или движения «носителя» Земли, которым может выступать также и водное животное. Имя Thales близко по звучанию к tales (сказки, англ.).

Греч. «Thales» этимологически близко к thalassa (море), а также к thallos (молодой и сочный побег дерева). С другой стороны, этимология fallos возводится к thallos. Связь полового мужского члена с водой существует во многих языках, например, в славянском «уд» (мужской половой член) этимологически близко к «утка» (водяная птица), поскольку исходят от общего основания *ut, который, в свою очередь, родствен *wot (вода) в древне-немецком, откуда происходит Wotan (Один).

Фалеса называли одним из «семи мудрецов». Списков «семи мудрецов» было много, Фалес входил в некоторые, наряду с Пифагором, Эсхилом, Солоном. Слово «мудрость» семантически близко к славянскому и русскому слову «муде» (мошонка), оба слова этимологически восходят к индоевропейскому *mudd(h), означающему порождающую силу. Возможно, имеется в виду способность мудрого человека порождать новые смыслы, придумывать что-то новое.

Почему-то часто рассказывают о том, что он был рассеян и падал то в яму, то в лужу, то в колодец. Правда, его немного оправдывает то, что он делал это, засмотревшись на хорошеньких служанок.

Еще рассказывают, что Фалес наблюдал звезды и предвидел затмение солнца.

О смерти Фалеса рассказывают, что он погиб от удара черепахой по голове (см. Диоген Лаэрций). Орел нес в когтях черепаху и, увидев внизу сверкающую на солнце лысину Фалеса, принял ее за камень. И сбросил черепаху вниз, чтобы расколоть ее об камень. И попал черепахой по лысине Фалесу, и убил его насмерть. Орел — символ бога неба и солнца. Черепаха — хтоническое животное. В эпизоде присутствуют «орел», «камень» и «черепаха». Во многих мифах бог наказывает черепаху за какие-то проступки («разделывает как бог черепаху»). Также, во многих мифах небесный бог бросается камнями в неугодных ему персонажей, иногда убивая их насмерть. Сбрасывание черепахи с небес можно сопоставить с ударами молний, которыми солнечный бог наказывает своего «нижнего» (часто хтонического) соперника (часто брата). Параллельный миф существует в славянской мифологии, когда Перун (бог небес) наказывает Велеса (бога вод и низин) за кражу коров, и кидается в него молниями (или камнями), и ранит его в левую ногу (в колено), после чего Велес остается хромым. Велес падает с небес на землю и проваливается под землю, в вечную влагу, и остается там навсегда, покровительствуя животным и простым людям. Еще водные и подземные боги способствуют плодородию полей, скота и людей, и обладают большой сексуальной силой.

Летающая черепаха — персонаж из легенд. Согласно мифам, хтонические существа когда-то умели летать, но небесный бог наказал их за что-то, и они упали на землю, и с тех пор мечтают вернуться обратно. В русских сказках, например, есть летающая лягушка. Полеты хтонических существ возможны во время, когда небесный бог их не видит, например, по ночам. В легенде про Фалеса летает черепаха, заодно оказываясь камнем.

Рассказывают, также, что в одном из состязаний в мудрости, на вопрос «из чего произошло все», Фалес ответил, что «началом всего является вода».

Мы изучаем философию Фалеса как нечто действительно бывшее. Может быть, были несколько людей вместо одного, может быть, не было ни одного, только превращенные в слова мифы о противнике небесного бога, рассчитавшего его затмение и понимавшего, что все, на самом-то деле, из воды.

В.Корнеев
04.09.2009

Оставьте комментарий